22.06.2023
Прокурор разъясняет закон:
1)«Родители детей с инвалидностью получат право на дополнительные выходные»
2)«С 1 января 2024 года социальная и страховая пенсии по потери кормильца будут назначаться в беззаявительном порядке»
3)«За нарушение режима особо охраняемых природных территорий предусмотрена уголовная и административная ответственность»
4)«Малозначительность преступных деяний: особенности применения положений части 2 статьи 14 Уголовного кодекса Российской Федерации»
1. «Родители детей с инвалидностью получат право на дополнительные выходные»
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2023 №714 утверждены Правила предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами.
С 1 сентября 2023 года родители детей с инвалидностью смогут накапливать дополнительные оплачиваемые выходные дня и однократно объединить их до 24 дней подряд в течение календарного года.
Для использования таких накопленных выходных необходимо согласовать с работодателем период и сроки, а также подать заявление.
Новый порядок предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней позволит выбрать использовать их в течение месяца или суммировать и использовать единовременно до 24 дополнительно оплачиваемых выходных подряд.
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2023 года.
2.«С 1 января 2024 года социальная и страховая пенсии по потери кормильца будут назначаться в беззаявительном порядке»
Федеральным законом от 29.05.2023 № 190-ФЗ внесены измененияв Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федеральный закон «О страховых пенсиях».
В частности, предусмотрено, что с 1 января 2024 года социальная пенсия по случаю потери кормильца и страховая пенсия по случаю потери кормильцадетям, не достигшим возраста 18 лет (за исключением лиц, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными) будет назначаться без истребования от них заявления о назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца на основании сведений о смерти кормильца и о детях умершего кормильца, получаемых из единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации (далее - федеральный регистр сведений о населении).
Решение о назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца ребенку, не достигшему 18 лет, будет приниматься не позднее пяти рабочих дней со дня поступления сведений о смерти кормильца и о детях умершего кормильца из федерального регистра сведений о населении.
Кроме этого, законом устанавливается беззаявительный порядок перерасчета размера ряда пенсий, в том числе пенсии по случаю потери кормильца, размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с приобретением необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, в связи с приобретением необходимого стажа работы в сельском хозяйстве.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2024 года, за исключением положения, для которого предусмотрен иной срок его вступления в силу.
3.«За нарушение режима особо охраняемых природных территорий предусмотрена уголовная и административная ответственность»
Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Федеральный закон) установлен перечень особо охраняемых природных территорий, к таковым относятся участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные объекты имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Данные категории природных территорий делятся на государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады.
Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.
В соответствии с п. 10 ст. 2 Федерального закона для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и на водных объектах устанавливаются охранные зоны.
За нарушение режима особо охраняемой природной территории предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Уголовным кодексом (ст. 262 УК РФ) предусмотрено, что нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущербанаказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.
Административная ответственность наступает в случае нарушения установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах и предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой (ст. 8.39 КоАП РФ).
4.«Малозначительность преступных деяний: особенности применения положений части 2 статьи 14 Уголовного кодекса Российской Федерации»
В соответствии с частью 2 статьи 14 Уголовного кодекса Российской Федерации не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного указанным кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.
Малозначительность деяния характеризуется тем, что оно совершается только с прямым умыслом, содержит признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законом, но при этом отсутствует общественно-опасные последствия в виде реально причиненного вреда или угрозы его причинения.
Малозначительное деяние не является преступлением при наличии 2 условий: деяние формально содержит признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации; деяние не представляет общественной опасности.
Малозначительность имеет два критерия: объективный предполагает наличие признаков состава преступления; субъективный - наличие обстоятельств, которые влияют на степень общественной опасности преступления, а именно, мотивы, цели, не особо активная роль, минимальный размер ущерба.
Особенности определения малозначительности должны относиться к деянию, а не к смягчающим наказание обстоятельствам. Вопрос о признании деяния малозначительным относится к компетенции следствия и суда.
Реализация института малозначительности в правоприменительной практике является затруднительной, поскольку отсутствует четкое определение критериев отграничения преступления от деяния, формально содержащего указанные в уголовном законе признаки какого-либо состава преступления, в силу малозначительности не представляющего общественной опасности.
При применении части 2 статьи 14 Уголовного кодекса Российской Федерации необходимым обратить внимание на следующее. В каждом конкретном случае вопрос о малозначительности должен решаться самостоятельно, в основу его решения должны быть заложены объективные и субъективные факторы, поскольку только их совокупность позволяет установить степень общественной опасности деяния.
Так, субъективный критерий требует, чтобы умысел лица был направлен на совершение малозначительного деяния, при этом признаки субъекта преступления не должны влиять на решение вопроса о малозначительности совершенного им деяния, поскольку согласно части 2 статьи 14 Уголовного кодекса Российской Федерации необходимо оценивать общественную опасность деяния, а не личность обвиняемого. Объективный критерий указывает на то, что деяние не представляет общественной опасности в силу его малозначительности, то есть не причинило или не создало угрозы причинения значительного вреда объекту уголовно-правовой охраны.
При совершении умышленного преступления должно быть установлено, что умысел виновного был направлен именно на совершение малозначительного деяния и причинение последствий, не обладающих высокой степенью общественной опасности. Если же виновное лицо желало причинить существенный вред, но по независящим от него причинам не смогло этого добиться, деяние не может считаться малозначительным. При совершении деяния с неопределенным умыслом, то есть если лицо предвидело возможность наступления различных по тяжести последствий и желало наступление любого из них, ответственность наступает за те последствия, которые фактически наступили.
Таким образом, при решении вопроса о признании деяния малозначительным необходимо учитывать способ совершения преступления (применение насилия при хищении либо совершение хищения с незаконным проникновением в жилище, помещение или иное хранилище указывает на повышенную общественную опасность деяния); реальные вредные последствия, которые не являются общественно опасными или отсутствуют (отсутствие ущерба или его незначительный размер, отсутствие иного вреда или опасности его наступления); форму вины (в ряде случаев умысел), которая должна быть направлена на совершение малозначительного деяния; мотив и цель; наличие всех признаков преступления, как формальной основы (при отсутствии хотя бы одного из признаков следует изначально говорить об отсутствии состава преступления, а не о признании деяния малозначительным). Эти обстоятельства имеют существенное значение для решения вопроса о малозначительности деяния, а значит о наказуемости или ненаказуемости лица. Поскольку признание совершенного деяния малозначительным означает отсутствие в содеянном состава преступления и влечет прекращение уголовного преследования, это порождает у лица, привлекавшегося к уголовной ответственности, право на реабилитацию.
помощник городского прокурора
юрист 3 класса В.П. Веряшкина
Дата изменения: 22.06.2023 16:27:00
Количество показов: 204